Категории раздела

История развития ремесла [2]
Мифы и легенды [1]

теги

Вячеслав Торбоков Николай Чепоков чернолощеная керамика оберег окарина мастерская Тэгелик алтай бай-терек гончарная посуда руны Елена Бекишева

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

новости

Поиск

Вторник, 23.04.2024, 20:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

галерея БАЙ-ТЕРЕК

Каталог статей

Главная » Статьи » История » История развития ремесла

Чернолощеная керамика
Записки художника по глине:

На вопрос: `Какой кувшин самый красивый?`- любой керамист ответит: `Тот, который больше всего похож на женщину!`. Даже названия частей керамического горшка глубоко анропологичны: венчик, горлышко, тулово, бока, плечи, ножка, ручка, черепок. Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух абсолютно одинаковых кувшинов, даже если их сделал один гончар:

`Мастер! Осторожно касайся глины,
когда ты лепишь из нее сосуд.
Быть может, эта глина,
Есть прах возлюбленной,
Любимой когда-то.
Так осторожнее касайся
Глины своими руками теперь`
Омар Хаям

Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт в необозримом прошлом. Кем и когда сейчас установить невозможно. Известно, что у этрусков (VIII-II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по IXX вв.. Примером тому могут служить многочисленные находки археологов. Недавние раскопки в Охотном ряду и на Манежной площади в Москве открыли человечеству новые образцы древней черной керамики. 

Технология чернолощеной керамики позволяет подчеркнуть красоту силуэта сосуда, его графичность. Поверхность (черепок) приобретает сложный, с подпалинами, глубокий черный цвет и гладкую фактуру, напоминая фактуру кожи человека `эль негро`.

Сегодня немногим известно, какими удивительными свойствами обладает керамика вышедшая из рук гончара. Но вот наши бабушки еще помнят, что в крынке молоко долго не киснет, каша, приготовленная в русской печи да в горшке невероятно вкусна, а в поле работникам обеды удобней носить в щанках. До наших дней дошло более тридцати наименований керамической бытовой утвари производимой гончарами в России когда-то: рукомой ,латка, корчага, кухля, опарница, корчага, кандюшка, кумочка, кашник, полевик, квасник, кумган, ит.д.

В Грузии есть обычай заливать молодое вино в гигантские кувшины. Такой кувшин строят как дом, и стоит он очень дорого, причем, чем больше лет ему, тем он ценнее. Стенки старого кувшина хранят винную закваску.

Глина это самый `родной` для человека материал, т.к. глина вокруг нас и глина внутри нас. Глина - это осадочная порода, слой ее формируется тысячелетиями и поэтому в ней есть частички всех людей когда-
либо живших на Земле.

`...И создал Господь человека из праха земного...` Библия.

А вот как это звучит в народной трактовке: ` Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по своему образу и подобию. Однако небольшой кусочек глины остался, и Бог, не зная, куда его деть, прилепил его человеку между ног. Вот так получился мужчина. И понял Бог, что теперь Ему придется делать и женщину...`

Археологи часто находили в раскопках древних поселений славян глиняные женские фигурки - `рожаницы`. Фигурки имели обрядовое значение и покрывались специальным орнаментом, среди которого особенно выделялся символ засеянного поля. В изобразительном искусстве древних славян засеянное поле изображается, так же как и беременность. Плодородие Земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей делали ее в глазах человека всеобщей матерью. Поэтому Земля отождествлялась с женщиной: небо - отец, земля - мать: `Яко земля еси есть и в землю отыдеши`. Другими словами, Земля- это материальная сущность человеческой плоти.
Категория: История развития ремесла | Добавил: lysi (05.02.2011)
Просмотров: 3114 | Комментарии: 1 | Теги: чернолощеная керамика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: